У современного человека есть большая проблема — мы не умеем есть. У взрослых на нормальный прием пищи в спокойном темпе не хватает времени, а детей в большинстве случаев жевать даже не учат. Многие родители специально кормят малышей мягкой или протертой едой. Все боятся, что ребенок будет капризничать или подавится. Разберемся — в чем ошибка такого подхода и почему жевать так важно?
Процесс переваривания пищи начинается уже в ротовой полости. Во рту выделяется слюна, которая содержит ферменты и расщепляет легкорастворимые вещества и смягчает более плотные. Зубы и язык перемалывают и измельчают пищу. К тому моменту, как еда попадет в желудок, переварить и усвоить ее будет значительно легче, чем если просто проглотить продукт (иначе он будет бродить, что негативно скажется на работе ЖКТ).
Не едой едины
Жевание не только обеспечивает нормальный пищеварительный процесс, но и имеет ряд других преимуществ. Если вовремя (с 6-7 месяцев) начать учить малыша жевать, у него будет формироваться прикус. Более того, как показало бельгийское исследование, опубликованное в журнале J Voice, жевание способствует правильному развитию речи. Когда ребенок жует, кусает или облизывает, у него работают губы, язык, щеки и челюсти. Так развиваются те же двигательные навыки, что и при говорении. На практике получается, что процесс потребления пищи — самый приятный вид артикуляционной гимнастики.
О других функциях жевания нам рассказала педиатр высшей категории Юлия Викторовна Андронникова:
- Медленное жевание позволяет насытиться меньшим количеством еды, так как сигнал успеет поступить в центры регуляции голода и аппетита.
- Жевательные движения активизируют участки коры головного мозга, которые отвечают за когнитивные способности. У детей жевание стимулирует развитие. Если же этот процесс нарушен, в пожилом возрасте может прогрессировать деменция.
- Жевательные движения формируют лицевой скелет, что очень важно для правильного дыхания и кровоснабжения ЦНС.
- Ни одна косметологическая процедура не поможет держать в тонусе и улучшать кровоснабжение мимических мышц лица так, как правильное (медленное) жевание.
А как жевать
Существует метод лечебного жевания:
- первая неделя — каждая ложка пищи жуется ОДНУ минуту
- вторая неделя — ДВЕ минуты
- третья неделя — ТРИ
- четвертая — ДВЕ
- пятая — ОДНУ
Когда и как учить ребенка
Чтобы подготовить ребенка к жеванию, можно строить рожицы, гримасничать и совершать жевательные движения. Когда малыш «разговаривает на младенческом», отвечайте ему. Ребенок будет повторять за вами и активно двигать челюстями, языком и губами.
Чем раньше родители познакомят ребенка с пищей разной твердости, тем охотнее он будет пробовать новые продукты. Как только ребенок начал совершать жевательные движения, чавкать и чмокать, у него появился пищевой интерес, и особенно, когда появятся первые зубы, можно давать кусочки еды (мягкие отварные овощи, например, морковь). Оптимальный возраст для первого знакомства с едой — 6-7 месяцев. Дети уже достаточно взрослые, чтобы принять новую еду, но еще слишком маленькие, чтобы начать капризничать и возмущаться за столом.
Чем кормить
Подводные камни
До полугода у детей активно действует рефлекс выталкивания — естественная защита от удушения. Поэтому в начале «общения» с полутвердой пищей ребенок может давиться и выплевывать еду. Пугаться и резко возвращаться к пюре и перемолотым продуктам не нужно! Жевание — это навык, и его нужно выработать.
Если вы достаточно давно ввели полутвердую пищу, а ребенок все равно давится, дайте ему время. Положите перед малышом еду и наблюдайте — пусть он пробует класть еду в рот рукой самостоятельно. Детей нужно хвалить и нельзя ругать за столом! Иначе питание может начать ассоциироваться с насилием и привести к расстройству пищевого поведения.
Ссылки:
- The American Journal of Clinical Nutrition, Volume 94, Issue 3, September 2011, Pages 709–716, https://doi.org/10.3945/ajcn.111.015164
- The American Journal of Clinical Nutrition. Mastication of almonds: effects of lipid bioaccessibility, appetite, andhormone response. Bridget A Cassady. http://ucce.ucdavis.edu/files/datastore/608-11.pdf
- Cell. Nicolas Dutzan. Published: January 10, 2017 DOI: https://doi.org/10.1016/j.immuni.2016.12.010
- Effectiveness of Chewing Technique on the Phonation of Female Speech-Language Pathology Students: A Pilot Study. Meerschman I DOI:10.1016/j.jvoice.2015.06.016